gallery/attachments-Logo-2-szhatyy

8-923-101-9-101

Система подготовки водителей в России

    До недавнего времени, а именно, до 5 ноября 2013 года существовал альтернативный способ получения водительского удостоверения - сдача экзамена по программе самостоятельной подготовки (экстерном). Весь этот процесс регулировался следующими нормативными актами: Федеральным законом №196 (О Безопасности Дорожного Движения от 15.11.1995),

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1396 от

15.12.1999, Приказ МВД РФ №782 от 20.08.2000 (Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов  и выдачи водительских удостоверений), Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Количество машин неуклонно росло, как и количество ДТП, меняя общую статистику в сторону увеличения тяжелых ДТП, да и время не стояло на месте, у населения появлялось все больше и больше различной техники. Остро стоял вопрос об изменениях, которые, по задумке, должны были кардинально улучшить ситуацию. Насколько это получилось, мы увидим далее. 7 мая 2013 Президентом РФ В.В.Путиным был подписан ФЗ№92, изменяющий некоторые пункты ФЗ №196, увеличивающий число категорий и вводящий подкатегории транспортных средств, а значит оставалось 180 дней до его законного  вступления в силу. Чтобы не утруждать читателя сухой нормативной документацией, приведу основные моменты изменений:

  •  У граждан, постоянно проживающих на территории РФ, появилась возможность сдачи водительского экзамена в любом подразделении ГИБДД Российской Федерации, осуществляющем прием экзаменов. 
  • Гражданину Рф, имеющему водительское  удостоверение для управления автомобилем с автоматической коробкой передач, запрещено управлять автомобилем с механической коробкой передач, без сдачи соответствующего экзамена.
  • Пересдача экзамена в ГИБДД РФ для тех, кто не смог выдержать одно из испытаний после трех попыток,  возможна через 30 календарных дней.
  •  Продолжительность действия положительной оценки по теоретическим знаниям стала равной 6 месяцам.
  • Ужесточены требования к экзаменаторам. Теперь принимать экзамены смогут только те инспекторы, кто достиг 25-летнего возраста, имеет высшее образование и водительское удостоверение той категории, по которой принимаются практические экзамены. Необходимый стаж вождения тоже увеличился — теперь он составляет не менее 5 лет.
  • Отменена самостоятельная подготовка кандидатов в водители ТС. Теперь всем необходимо проходить специализированное обучение в автошколах.
  • Экзамен разрешено сдавать как на автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП), так и с механической коробкой передач (МКПП).
  • Предусмотрена подача электронного заявления на допуск к экзамену через Единый портал госуслуг, а также региональные интернет-порталы.
  • Если экзамен сдается инвалидом, его будут принимать на специально оборудованных транспортных средствах, в соответствии с медицинскими предписаниями.
  • Административный регламент пока   в проекте, но изменения нас ожидают впереди.

   Как мы видим, требования закона однозначны - пройти специализированное обучение. Экстерн уже давно в немилости, и отменить его МВД хотело уже лет десять. Минусы у самостоятельной подготовки конечно были, но вот вопрос: зачем взрослых людей загонять в школы? Какие явные преимущества это несет? Очень хорошо, когда законы защищают людей, по той или иной причине не способных отвечать за свои действия (дети,старики). В данном случае речь идет о взрослых, дееспособных гражданах РФ, которые в состоянии самостоятельно принять решение где, когда и зачем учиться. Тем более, это порождает "здоровую" конкуренцию: хорошие инструкторы (автошколы) работают, плохие-уходят. Высокий административный барьер вывел с рынка не самые плохие автошколы и лишил инструкторов по вождению возможности конкурировать. Поясню: примеры микропредприятий есть, в той же самой Европе, где очень часто бывает, что инструктор по вождению и есть автошкола в одном лице и как-то так случилось, что не погрязли они в кровавых ДТП. А в современных условиях наши автошколы должны работать либо на большом потоке с понижением стоимости обучения, снижая качество самого обучения, так как платить за автодромы со "взлетно-посадочными полосами", за помещения с буфетами, и прочую всячину чем-то надо. Только где во всем этом главная задача: безопасность дорожного движения? Если корень всех бед самостоятельная подготовка, то где статистика? На чем основаны выводы? Такое ощущение, что пункт отмены самостоятельной подготовки подкинули в связи с изменениями в ФЗ 196, заодно, так сказать.

Безопасность дорожного движения, мой взгляд:

  • Разработка и установление стандартов обучения, как инструкторов, так обучаемых. Думаю, не для кого не секрет,что иногда диву даешься чему учили человека 50 часов.
  • Ведение статистики по сдаче экзаменов, привязка к обучающему инструктору, имеющему лицензию на право обучению вождению. Определить предельный процент не сдачи экзамена учеником с неблагоприятными последствиями для инструктора. Превысил барьер - пересдача экзаменов на лицензию, повтор - лишение лицензии. Это позволит быть инструкторам "в форме". ID (индивидуальный номер инструктора, лицензии) - это его рейтинг, его хлеб и визитная карточка.
  • Создать Автоматизированную систему с простым интерфейсом, для  удобного просмотра рейтинга инструкторов по вождению.
  • Создание Ассоциации, разрабатывающей и внедряющей программы и организующей процесс обучения инструкторов по вождению. Обеспечить контроль.
  •  Строительство и содержание автодромов ( за муниципальный или
    государственный счет с правом аренды.) Расчет вести статистически, например, как дороги,  по планируемому количеству кандидатов в водители.
  • Функция ГИБДД РФ в этой области - прием экзамена по государственным стандартам, с обязательной фото-видеофиксацией, это поможет отстоять свою правоту той или иной стороне..
  • Дать возможность принимать экзамен инспектору ГИБДД РФ без понятия "учебный маршрут", но с обязательным минимумом необходимых маневров. Это исключит "дрессировку", ведь инспектор может выбрать любую комбинацию.
  • Обеспечить ротацию инспекторов во избежание "договорных матчей"
  • Определить четкие критерии понятия "учебное транспортное средство". Какие транспортные средства допускаются к сдаче экзамена.
  • Серьезное увеличение стоимости повторной сдачи экзамена, что позволит обучающимся четко взвешивать свои шансы на успех, а инструкторам заботиться о своем рейтинге, все, естественно, в рамках пятидесяти учебных часов, так как этого времени вполне достаточно при профессиональном обучении.

Что могли бы дать такие меры?

1) Удовлетворить требованиям ФЗ № 196

2) Обеспечить  конкуренцию, что повлечет за собой неминуемый рост качества.

3) Дать стимул микропредприятиям для развития, то есть возможность совмещения автошколы и автоинструктора в одном лице, тем более,

нормально работающие примеры есть в других странах.

Что происходит сейчас?

1) Ужесточились требования к автошколам.

2) Повысился административный барьер. Где, например, взять малому предприятию 0,2 га площади для автодрома, закатать в асфальт, расчертить до соответствий? Спасибо, самолеты сажать на него не надо и т.д. 

3) Увеличились сроки обучения.

Получается одно: выиграли только старые игроки, не за счет качества, а за счет количества (квот). Устоять можно только на количестве, а о качестве нет времени даже думать. Ведь мысли о квотах, автодромах, аренде, списках...

Если говорить  о безопасности дорожного движения, то давайте найдем ее в этих мерах:

1) Отмена самоподготовки сузила конкуренцию, лишив возможности небольшие автошколы функционировать, а инструкторов по вождению организоваться в микропредприятия, имея при этом здоровую конкуренцию с крупными автошколами, выраженную качественным обучением.

2) Повышение планки административного барьера - это одна из самых неэффективных мер развития малого предпринимательства.

3) Возможность сдавать экзамен на машине с автоматической коробкой передач - это да, безусловный плюс.

     Вопрос к противникам самоподготовки: где статистика? Четкая, сухая,

цифрами: отучился в автошколе - ДТП. Если есть такая информация, в конце статьи обсуждение, подскажите, пожалуйста, где. Это говорю совершенно без сарказма, просто не знаю. Вот и получается, что мы условно вернулись к системе ДОСААФ (обезличено), но их время было в другую эпоху, когда по стране было огромное количество кружков, секций,  в том числе и автошкол, финансируемых государством. Система была массовой, но индивидуальное обучение никогда не было хуже массового, при условии профессионального подхода. Иначе зачем родители иногда нанимают ребенку репетитора, ведь в школе тоже есть учитель...

Вот и получается картина:

МВД, конечно, проще работать "оптом". Пришли, зарегистрировали группу, ждем на экзамен. А вспомните, совсем недавно в системе МВД были и автодромы и автомобили для принятия экзаменов. То есть функция была возложена правильно - эта ваша задача принимать. Организуйте, работайте, принимайте.

Мы сделали не шаг вперед, а два назад.

Ваши мысли? 

Давайте обсуждать.