8-923-101-9-101
Система подготовки водителей в России
До недавнего времени, а именно, до 5 ноября 2013 года существовал альтернативный способ получения водительского удостоверения - сдача экзамена по программе самостоятельной подготовки (экстерном). Весь этот процесс регулировался следующими нормативными актами: Федеральным законом №196 (О Безопасности Дорожного Движения от 15.11.1995),
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1396 от
15.12.1999, Приказ МВД РФ №782 от 20.08.2000 (Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений), Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Количество машин неуклонно росло, как и количество ДТП, меняя общую статистику в сторону увеличения тяжелых ДТП, да и время не стояло на месте, у населения появлялось все больше и больше различной техники. Остро стоял вопрос об изменениях, которые, по задумке, должны были кардинально улучшить ситуацию. Насколько это получилось, мы увидим далее. 7 мая 2013 Президентом РФ В.В.Путиным был подписан ФЗ№92, изменяющий некоторые пункты ФЗ №196, увеличивающий число категорий и вводящий подкатегории транспортных средств, а значит оставалось 180 дней до его законного вступления в силу. Чтобы не утруждать читателя сухой нормативной документацией, приведу основные моменты изменений:
Как мы видим, требования закона однозначны - пройти специализированное обучение. Экстерн уже давно в немилости, и отменить его МВД хотело уже лет десять. Минусы у самостоятельной подготовки конечно были, но вот вопрос: зачем взрослых людей загонять в школы? Какие явные преимущества это несет? Очень хорошо, когда законы защищают людей, по той или иной причине не способных отвечать за свои действия (дети,старики). В данном случае речь идет о взрослых, дееспособных гражданах РФ, которые в состоянии самостоятельно принять решение где, когда и зачем учиться. Тем более, это порождает "здоровую" конкуренцию: хорошие инструкторы (автошколы) работают, плохие-уходят. Высокий административный барьер вывел с рынка не самые плохие автошколы и лишил инструкторов по вождению возможности конкурировать. Поясню: примеры микропредприятий есть, в той же самой Европе, где очень часто бывает, что инструктор по вождению и есть автошкола в одном лице и как-то так случилось, что не погрязли они в кровавых ДТП. А в современных условиях наши автошколы должны работать либо на большом потоке с понижением стоимости обучения, снижая качество самого обучения, так как платить за автодромы со "взлетно-посадочными полосами", за помещения с буфетами, и прочую всячину чем-то надо. Только где во всем этом главная задача: безопасность дорожного движения? Если корень всех бед самостоятельная подготовка, то где статистика? На чем основаны выводы? Такое ощущение, что пункт отмены самостоятельной подготовки подкинули в связи с изменениями в ФЗ 196, заодно, так сказать.
Безопасность дорожного движения, мой взгляд:
Что могли бы дать такие меры?
1) Удовлетворить требованиям ФЗ № 196
2) Обеспечить конкуренцию, что повлечет за собой неминуемый рост качества.
3) Дать стимул микропредприятиям для развития, то есть возможность совмещения автошколы и автоинструктора в одном лице, тем более,
нормально работающие примеры есть в других странах.
Что происходит сейчас?
1) Ужесточились требования к автошколам.
2) Повысился административный барьер. Где, например, взять малому предприятию 0,2 га площади для автодрома, закатать в асфальт, расчертить до соответствий? Спасибо, самолеты сажать на него не надо и т.д.
3) Увеличились сроки обучения.
Получается одно: выиграли только старые игроки, не за счет качества, а за счет количества (квот). Устоять можно только на количестве, а о качестве нет времени даже думать. Ведь мысли о квотах, автодромах, аренде, списках...
Если говорить о безопасности дорожного движения, то давайте найдем ее в этих мерах:
1) Отмена самоподготовки сузила конкуренцию, лишив возможности небольшие автошколы функционировать, а инструкторов по вождению организоваться в микропредприятия, имея при этом здоровую конкуренцию с крупными автошколами, выраженную качественным обучением.
2) Повышение планки административного барьера - это одна из самых неэффективных мер развития малого предпринимательства.
3) Возможность сдавать экзамен на машине с автоматической коробкой передач - это да, безусловный плюс.
Вопрос к противникам самоподготовки: где статистика? Четкая, сухая,
цифрами: отучился в автошколе - ДТП. Если есть такая информация, в конце статьи обсуждение, подскажите, пожалуйста, где. Это говорю совершенно без сарказма, просто не знаю. Вот и получается, что мы условно вернулись к системе ДОСААФ (обезличено), но их время было в другую эпоху, когда по стране было огромное количество кружков, секций, в том числе и автошкол, финансируемых государством. Система была массовой, но индивидуальное обучение никогда не было хуже массового, при условии профессионального подхода. Иначе зачем родители иногда нанимают ребенку репетитора, ведь в школе тоже есть учитель...
Вот и получается картина:
МВД, конечно, проще работать "оптом". Пришли, зарегистрировали группу, ждем на экзамен. А вспомните, совсем недавно в системе МВД были и автодромы и автомобили для принятия экзаменов. То есть функция была возложена правильно - эта ваша задача принимать. Организуйте, работайте, принимайте.
Мы сделали не шаг вперед, а два назад.
Ваши мысли?
Давайте обсуждать.